Задержка психического развития (ЗПР) – это неравномерное развитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.
В основе ЗПР лежат три основных фактора:
— частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
— эмоционально-волевая незрелость;
— нарушение умственной работоспособности.
Для коррекции и устранения этих факторов используются различные приемы. Один из которых – игровой. Использование дидактических игр и упражнений для развития интеллектуальных способностей детей с ЗПР очень велико.
Еще К.Д.Ушинский отмечал, что учебный материал дети легче усваивают во время игры. Поэтому занятия в игровой форме – одна из основных задач успешного обучения и воспитания малышей.
Дидактические (обучающие) игры и упражнения становятся более интересны и содержательны для ребенка, если в них присутствует игровой момент: загадки, соревнования, сюжет, элементы ожидания и неожиданностей, использование сказочных персонажей. Необходимо не только выполнять дидактические задачи и правила, но и заботиться о том, чтобы игра была занимательной и интересной.
Игровые приемы – основные приемы, используемые в развитии интеллектуальных способностей детей с ЗПР. Они повышают познавательную активность детей, стимулируют развитие внутренней мотивации, снижают утомляемость, формируют интерес к познавательной деятельности, помогают ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Прежде чем проводить игру с ребенком, нужно помнить что:
- Необходимо доступно объяснить ребенку, что он должен делать.
- При необходимости оказать помощь.
- Создать ситуацию успеха и поощрить за выполнение задания.
Предлагаю вам примерные игры и упражнения для детей с ЗПР, которые можно использовать в домашних условиях. Они просты и понятны детям. Выполняя их, можно развить многие психические процессы.
- Дидактическая игра «Кто что любит?»
Данная игра развивает познавательные способности, речь, мелкую моторику.
Из картона вырезать круг и расчертить его на сигменты (10-12 шт.). В каждый сигмент наклеить картинки с изображением пищи для животных. На бельевые прищепки наклеить картинки с изображением животных.
Ребенку предлагается «накормить» всех животных (назвать животное и прикрепить прищепку к изображению на круге). Необходимо заметить, что все свои действия ребенок должен сопровождать речью.
Например: кошка любит рыбу; медведь любит малину.
- Дидактическая игра «Назови одним словом»
Ребенку предлагаются картинки с изображением диких или домашних животных, птиц, насекомых, мебели, посуды, одежды и т.д. Предлагается задание: назвать предметы одним словом.
Например: это домашние животные; это посуда.
Если ребенок успешно справляется с заданием, игру можно усложнить. Ребенку зачитываются слова (без картинок) и он должен назвать их одним словом.
Например: огурец, помидор, лук, морковь – это… овощи; платье, брюки, носки, пальто – это… одежда.
Для детей старшего возраста игру можно изменить. Дать обобщающее понятие и предложить назвать конкретные предметы, относящиеся к нему.
Например: дикие животные — … волк, лиса, медведь, заяц; зимующие птицы — … голубь, синица, воробей, ворона.
- Дидактическая игра «Классификация»
Ребенку предлагается набор картинок с изображением предметов или сами предметы. Рассмотрите их вместе с ребенком и попросите разложить по определенному признаку.
Например: выбери картинки с изображением фруктов, домашних животных;
выбери фигуры только круглой формы, квадратной формы;
выбери фигуры только красного цвета, синего цвета, назови их.
Вариант с усложнением: выбери фигуры только квадратной формы, желтого цвета.
Очень хорошо использовать для этой игры учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша».
- Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Для этой игры подойдут любые игрушки, в которые любит играть ваш ребенок. Вместе с ребенком организуйте в игровом уголке «Магазин игрушек». Разделите роли: вы — покупатель, ребенок – продавец. Попросите ребенка «продать вам игрушку», опишите, какая она.
Например: я хочу игрушку круглую, резиновую, красного цвета; ее можно катать, бросать, подбрасывать…
Ребенок должен найти эту игрушку и назвать ее. В дальнейшем ролями можно поменяться.
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель этой игры: развитие мыслительных операций через тактильные ощущения.
Ребенку предлагается на ощупь определить, что лежит в мешочке. Это могут быть различные предметы: муляжи овощей или фруктов, игрушечная посуда, геометрические фигуры или тела.
Для усложнения игры можно предложить ребенку описать данный предмет.
Например: это предмет овальной формы, твердый, шероховатый; это огурец.
- Дидактическая игра «Что лишнее?»
Ребенку предлагается ряд картинок, дается задание найти лишнюю и объяснить свой выбор.
Например: кошка, собака, белка, корова.
Лишняя белка, потому что это дикое животное, а кошка, собака и корова – домашние животные.
- Игровое упражнение «Если бы…»
Это упражнение способствует развитию высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования.
Ребенку предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы всегда была зима или лето», «Если бы ты встретился с жителями другой планеты» и т.д.
- Игровое упражнение с использование ТРИЗ «Хорошо — плохо»
Упражнение позволяет развивать воображение, синтез, анализ, умение доказывать свое мнение.
Перед ребенком ставится проблема. Например: дождь – это и хорошо и плохо.
Ребенок должен доказать, почему дождь – это и хорошо и плохо.
Пример ответа № 1: дождь – это хорошо, потому что он поливает растения и все будет хорошо расти; дождь – это плохо, потому что нельзя гулять.
Пример ответа № 2: мороженое – это и хорошо и плохо.
Хорошо: мороженое вкусное и его можно кушать, когда жарко.
Плохо: нельзя съесть много мороженого, потому что можно заболеть.
Включайте свою фантазию и у вас все получится.
- Игровое упражнение «Отвечай быстро»
Упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение характеризовать кого-либо или что-либо, развивает воображение.
Произносится фраза, ребенок четко продолжает ее.
Например: косолапый, бурый, неуклюжий … медведь;
старый, кирпичный, двухэтажный … дом;
вкусный, алый, сочный … арбуз.
- Игровое упражнение «Бесконечная цепочка»
В эту игру можно играть даже просто гуляя на улице. Она помогает развивать воображение, сообразительность, формирует активный словарь ребенка. Правила игры очень просты. Ребенку задается любой вопрос и из ответа ребенка формируется следующий вопрос.
Например: какой снег? – белый – а что еще бывает белым? – молоко – что можно приготовить из молока? – молочный суп – какой еще бывает суп? – рыбный – а где живут рыбы? – в воде – и т.д.
Надеюсь, что игры и упражнения, предложенные мною, помогут в решении ваших проблем.
Помните, ЗПР – это не приговор. Все зависит от вас, от вашей готовности помочь ребенку.
Играйте и у вас все получится!
Автор-разработчик:
учитель-дефектолог Грицищук Елена Борисовна
СКАЧАТЬ Игры и упражнения для детей с ЗПР в электронном варианте (doc/docx)