Готовность ребенка к школьному обучению состоит из трех основных аспектов: физиологического, социального и психологического. Каждый из них по-своему влияет на успешность усвоения знаний ребенком. Мы рассмотрим психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Что это такое? Данный аспект включает личностно-мотивационную и волевую сферы (умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо), элементарные знания и представления об окружающем мире, некоторые учебные навыки. Основными базовыми качествами, которыми необходимо овладеть ребенку при поступлении в школу являются: зрительный анализ (образное мышление), предпосылки логического мышления (уровень обобщения), графический навык, некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения, а также способность принимать учебную задачу, обучаемость, произвольность регуляции своей деятельности и, конечно, сформированность мотива учения. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению будет отражать его уровень психического развития.
Формирование психологической готовности ребенка к школе задача не только и не столько воспитателей в детских садах, а в первую очередь родителей.
Иначе выглядит ситуация с детьми с ЗПР. Что такое ЗПР? Это замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Задержка психического развития будет проявляться в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Для таких детей характерны слабость нервных процессов, нарушение внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, недостаточная дифференцированность восприятия, слабая сформированность сенсорных эталонов. Наблюдается сниженный интерес, а у некоторых его отсутствие, к процессу и результатам деятельности.
Здесь необходима помощь квалифицированных специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов).
В условиях детского дошкольного учреждения комбинированного вида задачи обучения и воспитания направлены на коррекцию недостатков их мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на формирование учебной деятельности.
Но несмотря на то, что родителям детей с задержкой психического развития не обойтись без помощи специалистов, им необходимо заниматься самостоятельно.
Итак, некоторые рекомендации по развитию психических процессов детей с ЗПР в домашних условиях:
— обогащение словарного запаса через расширение представлений об окружающем мире;
— развитие точности употребляемых слов в речи ребенка;
— формирование связности в высказываниях ребенка;
— формирование правильного грамматического строя предложений;
— развитие внятности речи (придумывайте сказки, разыгрывайте сценки-диалоги);
— проговаривание всех основных действий;
— развитие мелкой моторики рук (аппликация, рисование, лепка, штриховка, перекладывание мелких предметов, шнуровка и т.д.);
— совершенствование пространственных представлений (понятия «лево-право»);
— развитие познавательных интересов детей к деятельности;
— развитие игровой деятельности ребенка (настольный и пальчиковый театр);
— воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, развитие изобразительной деятельности;
— формирование мотивации к учению.
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу?
Ребенку необходимо знать о себе и своей семье:
- свое фамилию, имя, отчество;
- свой возраст и день своего рождения;
- где он живет (страна, город, адрес);
- имена и отчества своих родителей;
- место работы своих родителей и их профессии.
При поступлении в 1 класс ребенку необходимо знать:
- основные цвета;
- дни недели, месяцы, времена года;
- понятия «право — лево» и ориентироваться на бумаге;
- основные профессии;
- домашних и диких животных и их детенышей;
- различать зимующих и перелетных птиц;
- виды транспорта;
- отличать овощи от фруктов;
- отличать правую руку от левой, правый глаз от левого и т.д.
Математические знания:
- основные геометрические фигуры;
- прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
- понятия «больше — меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий»;
- уметь соотносить цифру и число предметов;
Познавательна сфера (память, мышление, внимание и речь):
- уметь пересказывать произведение;
- уметь составлять рассказ по картинке;
- знать несколько стихотворений;
- сочинять сказки;
- отвечать на вопросы;
- делать задание по образцу;
- запоминать до 10 увиденных картинок;
- заканчивать предложения;
- находить 4-й лишний;
- уметь отгадывать загадки;
- обобщать предметы по признаку.
Навыки чтения:
- буквы;
- уметь соотносить звук с буквой;
- вычленять звуки из слова;
- подбирать слова на заданный звук или букву.
Навыки письма.
- обводить картинки и буквы по контуру;
- правильно держать ручку в руке;
- копировать задание по клеточкам.
Здесь перечислены основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. В интернет ресурсах, книжных магазинах очень много развивающей литературы, которую вы можете подобрать своему ребенку.
Работа сложная, но вместе с учителями-дефектологами, педагогами- психологами и учителями-логопедами возможен результат, способствующий тому, что ваш ребенок будет учиться в обычной школе.
Вам, родители, хочется пожелать терпения!
Автор-разработчик:
педагог-психолог Коробельникова Наталья Николаевна
СКАЧАТЬ Психологическая готовность детей с ЗПР к школе скачать в электронном варианте (doc/docx)