Готовность ребенка к школьному обучению состоит из трех основных аспектов: физиологического, социального и психологического. Каждый из них по-своему влияет на успешность усвоения знаний ребенком. Мы рассмотрим психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Что это такое? Данный аспект включает личностно-мотивационную и волевую сферы (умение ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо), элементарные знания и представления об окружающем мире, некоторые учебные навыки. Основными базовыми качествами, которыми необходимо овладеть ребенку при поступлении в школу являются: зрительный анализ (образное мышление), предпосылки логического мышления (уровень обобщения), графический навык, некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения, а также способность принимать учебную задачу, обучаемость, произвольность регуляции своей деятельности и, конечно, сформированность мотива учения. Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению будет отражать его уровень психического развития.

Формирование психологической готовности ребенка к школе задача не только и не столько воспитателей в детских садах, а в первую очередь родителей.

Иначе выглядит ситуация с детьми с ЗПР. Что такое ЗПР? Это замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Задержка психического развития будет проявляться в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. Для таких детей характерны слабость нервных процессов, нарушение внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, недостаточная дифференцированность восприятия, слабая сформированность сенсорных эталонов. Наблюдается сниженный интерес, а у некоторых его отсутствие, к процессу и результатам деятельности.

Здесь необходима помощь квалифицированных специалистов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов).

В условиях детского дошкольного учреждения комбинированного вида задачи обучения и воспитания направлены на коррекцию недостатков их мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности, на формирование учебной деятельности.

Но несмотря на то, что родителям детей с задержкой психического развития не обойтись без помощи специалистов, им необходимо заниматься самостоятельно.

Итак, некоторые рекомендации по развитию психических процессов детей с ЗПР в домашних условиях:

— обогащение словарного запаса через расширение представлений об окружающем мире;

— развитие точности употребляемых слов в речи ребенка;

— формирование связности в высказываниях ребенка;

— формирование правильного грамматического строя предложений;

— развитие внятности речи (придумывайте сказки, разыгрывайте сценки-диалоги);

—  проговаривание всех основных действий;

— развитие мелкой моторики рук (аппликация, рисование, лепка, штриховка, перекладывание мелких предметов, шнуровка и т.д.);

— совершенствование пространственных представлений (понятия «лево-право»);

— развитие познавательных интересов детей к деятельности;

— развитие игровой деятельности ребенка (настольный и пальчиковый театр);

— воспитание у детей чувства прекрасного, понимания красоты в окружающей жизни, развитие изобразительной деятельности;

— формирование мотивации к учению.

Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу?

Ребенку необходимо знать о себе и своей семье:

  • свое фамилию, имя, отчество;
  • свой возраст и день своего рождения;
  • где он живет (страна, город, адрес);
  • имена и отчества своих родителей;
  • место работы своих родителей и их профессии.

При поступлении в 1 класс ребенку необходимо знать:

  • основные цвета;
  • дни недели, месяцы, времена года;
  • понятия «право — лево» и ориентироваться на бумаге;
  • основные профессии;
  • домашних и диких животных и их детенышей;
  • различать зимующих и перелетных птиц;
  • виды транспорта;
  • отличать овощи от фруктов;
  • отличать правую руку от левой, правый глаз от левого и т.д.

Математические знания:

  • основные геометрические фигуры;
  • прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
  • понятия «больше — меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий»;
  • уметь соотносить цифру и число предметов;

Познавательна сфера (память, мышление, внимание и речь):

  • уметь пересказывать произведение;
  • уметь составлять рассказ по картинке;
  • знать несколько стихотворений;
  • сочинять сказки;
  • отвечать на вопросы;
  • делать задание по образцу;
  • запоминать до 10 увиденных картинок;
  • заканчивать предложения;
  • находить 4-й лишний;
  • уметь отгадывать загадки;
  • обобщать предметы по признаку.

Навыки чтения:

  • буквы;
  • уметь соотносить звук с буквой;
  • вычленять звуки из слова;
  • подбирать слова на заданный звук или букву.

Навыки письма.

  • обводить картинки и буквы по контуру;
  • правильно держать ручку в руке;
  • копировать задание по клеточкам.

Здесь перечислены основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. В интернет ресурсах, книжных магазинах очень много развивающей литературы, которую вы можете подобрать своему ребенку.

Работа сложная, но вместе с учителями-дефектологами, педагогами- психологами и учителями-логопедами возможен результат, способствующий тому, что ваш ребенок будет учиться в обычной школе.

Вам, родители, хочется пожелать терпения!

Автор-разработчик:

педагог-психолог Коробельникова Наталья Николаевна

СКАЧАТЬ Психологическая готовность детей с ЗПР к школе скачать в электронном варианте (doc/docx)

Запись на индивидуальную консультацию по телефону: 22-03-53