Прежде всего, педагог должен знать: если ребёнок с нарушенным слухом попал в класс, то уровень его подготовки соответствует требованиям массовой школы. Об этом свидетельствует заключение ЦПМПК. В познавательной деятельности такого ребёнка может быть гораздо меньше проблем, а в плане общения и умения вступать в контакт с окружающими он будет нуждаться в помощи взрослого. Важно выяснить уровень сформированности умений и навыков ребёнка, чтобы правильно организовать учебный процесс и общение со сверстниками.
В сурдопедагогике (Р.М.Боскис, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, М.И.Никитина, М.Л.Любимов, К.И.Туджанова и др.) выделяют характерные особенности понимания слабослышащими детьми речи:
- недостаточное овладение звуковым составом слова;
- ограниченность словарного запаса;
- непонимание переносного смысла выражения.
Говоря об аномальном развитие ребёнка с нарушенным слухом, нужно отметить, что речь его искажена, грамматический строй нарушен.
Для создания положительного микроклимата в классе педагогу нужно провести подготовительную беседу с детьми и их родителями, другими учителями, работающими в классе. Лучшим способом формирования толерантного отношения всех участников образовательного процесса к слабослышащему ребёнку и его семье может стать систематическая совместная деятельность, организованная классным руководителем. Такой подход позволит повысить статус слабослышащего ребёнка в коллективе одноклассников.
Если учащийся с нарушенным слухом уже зачислен в класс, то для успешного освоения данным ребёнком общеобразовательной программы необходимы изменения в способах подачи информации в связи с первостепенным значением для таких детей зрительного восприятия. В этом случае наиболее эффективны наглядно-вербальные приёмы работы:
- использовать на уроках предметы, картинки, муляжи, слайды, учебные фильмы (желательно с субтитрами);
- при работе с текстами прибегать к демонстрации действий и созданию наглядных ситуаций;
- для развития речи необходимо совершенствовать умение слушать и понимать диалогическую речь, ставить перед детьми цель – запомнить содержание того или иного разговора, реплики, вопроса и ответа на него.
Возможны изменения в учебном плане:
- изменение сроков прохождения;
- индивидуальный подбор формы выполнения задания, его организации;
- итоговой аттестации и демонстрации результатов.
Необходимые изменения должны отражать индивидуальные нужды учащихся (важно учесть мнение самих учащихся) и включены в индивидуальный образовательный план.
Организация учебного процесса должна проходить с чередованием занятий и физкультурных пауз.
Речь педагога должна быть чёткой, простой и в нормальном темпе (не надо кричать). Нужно дублировать сказанное, особенно если это касается чего-то важного: правил, инструкций. Перед выполнением любого задания ребёнку даётся инструкция. При этом ему необходимо видеть лицо говорящего, чтобы воспользоваться навыком чтения информации не только на слух, но и «чтением» с лица.
Для формирования у обучающегося навыка планирования последовательности выполнения задания, желательно, чтобы ребёнок повторил инструкцию. Это даст возможность учителю выяснить уровень понимания задания учащимся и избавит от потерянного учебного времени.
Такой обучающийся нуждается в в копии конспекта урока по изучаемой теме.
Для эффективности работы по выявлению уровня учебных навыков, возможно использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения (упражнения с пропущенными словами/предложениями), при оснащении класса ИКТ: компьютерные программы «Фраза», «Игры с Тигрой» и др.
Оценивая поведение ребёнка правомерно ориентирование на позитивное и игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
При подведении итогов и оценке деятельности учащегося использовать индивидуальный подход в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Так, если ребёнок плохо справляется с тестовыми заданиями в конце урока, а весь урок был активен, давал правильные ответы, то оценивать положительные моменты урока. Акцентировать внимание учащегося на хороших оценках. Учитель может давать возможность пересдачи работы, с которой ученик не справился.
Педагогу необходимо владеть знаниями о поведенческих особенностях детей с нарушенным слухом, которые указывают на переутомление, чтобы не допустить негативных ситуаций.
Главное в работе педагога, в классе которого есть ребёнок с ОВЗ – любить его и не акцентировать внимание на особенностях развития, понять ребёнка и протянуть ему руку помощи. И тогда все учащиеся класса будут успешны, а учитель счастлив.
Автор-разработчик:
учитель-дефектолог Котюхова Татьяна Петровна
СКАЧАТЬ Рекомендации в электронном варианте (doc/docx)